В 2018 году у российской «автогражданки» юбилей — 15 лет. Если примерно по 5 тысяч рублей 15 лет получается отдал кому-то свои 75 тысяч навсегда.
ОСАГО это скорее не автогражданская ответственность, а безответственность. Заплатил пять тысяч и можно влетать на четыреста.
Необходимость страхования понятна, когда ты едешь, например, в другую страну — чтобы за тобой в другую юрисдикцию не гоняться. В своей стране должен быть выбор между страхованием и другой параллельной системой. Не надо реформировать ОСАГО оставьте ее в покое, но создайте параллельную систему.
Две системы создадут конкуренцию и возможность выбора. Решат главную проблему навязанной услуги – ОСАГО. Это не понравится страховщикам, а для кого ОСАГО существует для страховщиков, для водителей или для безопасности на дорогах.
Вторая система может быть залогом. Она устроит не всех, но главное будет выбор. У системы залога есть преимущество перед ОСАГО в плане воспитания гражданской ответственности. Водитель будет четко знать в случае ДТП по его вине залог уйдет в пользу пострадавших. Сумма залога значительно больше стоимости годовой страховки поэтому лихачей на дороге будет меньше. Чем меньше лихачей, тем спокойней на дороге другим водителям. Некоторые водители попадают в ДТП неоднократно, снова покупают машину и садятся за руль. Залог будет дополнительным останавливающим фактором для таких водителей.
Государство же в свою очередь должно поддерживать и поощрять тех водителей, которые пользуются системой залога так как она в большей степени способствует главной цели безопасности на дорогах.
Сумма залога, сумма поощрения от государства эти темы можно обсуждать. Государство может предоставить каждому водителю определенную льготу по залогу, но только один раз. Технически осуществить данную систему проще чем ОСАГО. Удобство для водителя и ряд преимуществ тоже присутствуют.
Систему не нужно создавать с нуля. Все можно сделать на основе банков, тем более что ОСАГО сейчас курирует ЦБ. К залогу автогражданской ответственности надо допустить только пять – семь крупнейших банков страны.
Водитель в личном кабинете своего банка открывает специальный счет, вносит на него определенную сумму и все. Если не совершаешь ДТП залог действует бессрочно. Банк по данному счету начисляет проценты, установленные ЦБ. Если решил больше не пользоваться автомобилем можешь забрать деньги и закрыть счет, но за тридцать дней предупреди о закрытии счета. После закрытия счета ты только пешеход за руль не имеешь права, как и без ОСАГО. Решил снова за руль открывай специальный счет заново в любом из банков, имеющих на это лицензию.
При совершении ДТП деньги с специального счёта виновника перечисляются потерпевшим. А виновнику чтобы снова сесть за руль необходимо пополнить свой счет до необходимой суммы иначе штраф как не имеющему право управления транспортным средством. Не устраивает эта система продолжай пользоваться ОСАГО.
Можно эту систему залога назвать залогом автогражданской ответственности – ЗАГО. Тогда и ОСАГО превратится в САГО – страхование автогражданской ответственности. И появится свобода выбора.