В советское время нефтегазовая, как и остальные преимущественно добычные отрасли, не была особо статусной и влиятельной, проигрывая более инновационным и сложным – космос, ВПК, среднее машиностроение, авиация и др.
Как и экономические специальности, нефтегаз рассматривался абитуриентами вторым, третьим выбором и приоритетом. В итоге там было много представителей традиционных регионов добычи: Поволжье, Баку, Ивано-Франковск, ну и евреи. Последние в силу отсутствия дополнительных ограничений на выбор этих специальностей по национальному признаку.
Распад СССР и последующая социально-экономическая катастрофа значительно изменили приоритеты страны, сырьевая нефтегазовая отрасль оказалась на вершине. Её значимость в экономике, а после – и в других направлениях общественной сферы резко возросла. Максимальное влияние оказалось у «Газпрома», который стал одним из основных источников поступления валюты в страну и остался подконтролен государству.
Долгие годы взаимозависимость только увеличивалась, что имело серьёзные внутренние последствия для компании. Сверхвысокие доходы и отрицательный отбор привели к появлению «эффективных менеджеров», ставших нарицательными, и даже не сословному, а кастовому разделению внутри системы компаний «Газпром».
Политика и экономика России часто строились в логике: «Что хорошо для Газпром – хорошо для России», и под этим были основания. Экономическая война с Западом и разрыв связей с Европой резко поменяли приоритеты, сырьевой трубопроводный гигант перестал быть столь важен, став одной из полутора десятков компаний. Падение значимости будет продолжаться, а в 2025-2026 гг. в строй будет введено большое количество объектов переработки, где «Газпром» лишь один из акционеров и/или поставщик сырья, не более. Всё течет, всё меняется…
За ближайшие 3-5 лет структура общего и отраслевого экспорта страны претерпит существенные изменения, вместо нефти и газа произойдёт переход к продукции нефтегазохимии и агрохимии. Громадный гигант, отъевшийся и выросший в тучные годы, очень малоповоротлив и совершенно неадекватен новым вызовам. Предыдущие годы был противником любых попыток разделить транспорт и добычу, разрушить экспортную монополии и т.д., так как это противоречило интересам России, но время идёт.
Если тренды сохранятся, в ближайшие годы разделение станет реальностью и не будет иметь большого значения для России. По мере реформирования экономики велик шанс на сохранение производственных активов в текущем виде, но головные, управляющие, сбытовые и т.д. компании ждёт роспуск и/или жесткое реформирование. Много проще будет эти разогнать, а на их месте создать новые, с численностью раз в десять меньше и ограниченной люстрацией, чем навести порядок.
И, да, сколько осталось времени, и можно ли ещё исправить ситуацию изнутри – пусть думают сами, но падение неформального статуса «Газпрома» будет продолжаться, вернуть не выйдет, остаётся лишь балансировать и искать новое равновесие…)))
В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников
Да, чем крупнее компания, тем труднее ей управлять.