Более 20 лет назад в России начало действовать Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Начиная с 1 июля 2003 года все автомобилисты обязаны были приобрести полис, чтобы иметь возможность передвигаться по дорогам страны.
На протяжении этих лет процесс преобразования данного вида страхования не прекращался. Несовершенство системы начиналось с навязывания дополнительных услуг при заключении договора, доступности страховой услуги, принципов тарификации и начисления компенсационных выплат и это далеко не все шероховатости в страховании ответственности. Время идёт, но вносимые изменения в систему ОСАГО не решают основные проблемы.
Страховые кампании в принципе не заинтересованы в совершенствовании системы ОСАГО. Они коммерческие структуры, их главная задача получить прибыль. Совершенствованием системы должно заниматься государство, попытки есть а результат пока не очень. Нужен механизм, который будет направлен на стимулирование безаварийной езды.
В названии ОСАГО есть слово обязательное, по факту определённое количество водителей ездят без страховки. По экспертным оценкам страховщиков около 10 процентов водителей ездят без полиса ОСАГО. Кто-то забыл вовремя продлить страхование, кто-то сознательно не приобретает полис. По принципу проверяют редко, дешевле заплатить штраф.
Как сделать чтобы обязательное страхование было действительно таковым? В то же время нагрузка страхования ложилась на нарушителей, а не на тех, кто покупает полис и ездит аккуратно. Увеличение штрафа только частично решит этот вопрос.
Другой вопрос страхования автогражданской ответственности — это привязка страхования к автомобилю (владельцу транспортного средства). Изначально сложилась абсурдная ситуация так как автомобиль не может нести гражданскую ответственность, а водитель управляющий автомобилем может и должен.
Важным элементом совершенствования системы обязательного страхования должен стать переход от оформления полиса ОСАГО в привязке к автомобилю к оформлению полиса в привязке к конкретному физическому лицу, обладающему правами на управление автотранспортным средством.
Анализ показывает отсутствие прямой и однозначной зависимости коэффициентов страховых тарифов от мощности двигателя легкового автомобиля.
Это следует из рекомендации Совета Федерации от 24 сентября 2018 года. Подробнее: council.gov.ru
В связи с этим именно привязка полиса к водителю даёт возможность управлять другим автомобилем (соответствующей категории) без оформления ещё одного полиса. Зависимость мощности двигателя и тарифов, актуальна только в плане богатый платит больше.
1. Стартует эксперимент сроком на один год: выявлять отсутствие полиса будут камеры, штрафов выписывать пока не будут;
2. Полис ОСАГО исключается из числа документов, обязательных при постановке на учет; исчезает 10 дневный период, когда можно было ездить без полиса.
3. Например, скидками для безаварийных водителей. По оценке Российского союза автостраховщиков, таких в России около 30%, в некоторых регионах – свыше 40%. Выплат они не получают, а только оплачивают ремонт тем, у кого по несколько аварий в год. Вполне логично скостить им, скажем, половину стоимости полиса.
1. Сколько денег будет потрачено на эксперимент и будет ли работать корректно способ выявления отсутствия полиса с помощью камер?
2. При привязке полиса к физическому лицу этот пункт вообще теряет смысл.
3. Как сделать более справедливую оплату полиса, кто попадает в ДТП тот и платит больше?
По данным ЦБ, ОСАГО: ключевые факты.
Молодые водители попадают в аварии значительно чаще, чем взрослые. Водители возрастом до 25 лет попадают в аварии в 2,1 раза чаще, чем в среднем по рынку, возрастом 25-40 лет – на 2% реже, чем в среднем по рынку, а возрастом свыше 40 лет — на 33% реже, чем в среднем по рынку.
По полисам мультидрайв аварийность на 92,9% выше, чем по договорам, где количество водителей ограничено.
Высокоаварийные водители (в том числе, те, которые стали виновниками 3-х и более аварий в последние несколько лет) получают значительную надбавку при расчете страховой премии. Таких водителей немного — около 0,6%, но они попадают в аварии в 2,8 раза чаще, чем в среднем по рынку.
Отсюда следует основную аварийность создают молодые водители в силу отсутствия опыта и повышенного темперамента. Полис мультидрайв тоже дополнительная аварийность.
Среди позитивных тенденций он отметил также заметное (на 13%) снижение частоты страховых случаев по ОСАГО: с 5,2% в 2022 году до 4,5% по итогам 2023. “Это означает, что меры, стимулирующие водителей ездить аккуратнее - в том числе, система тарификации в обязательной “автогражданке”, устроенная, благодаря тарифной реформе Центрального Банка, по принципу “плати как ездишь”, дает свои плоды.
На сайте Российский Союз Автостраховщиков, подробнее
Вывод кто больше попадает в ДТП тот должен дороже покупать страховой полис, а кто 20 лет не попадал уже всё заплатил.
Напоследок комментарии из интернета:
Может надо было оставить за человеком право выбора! У нас же демократия! Ан нет! Тогда страховики "уйдут в убытки", в которые они бесконечно уходят и уйти, все никак не могут! Вот! Надеюсь вы поняли что это еще один аргумент в пользу того что ОСАГО в нынешнем виде НИКАК не для людей!
Да я не против ОСАГО, наоборот только За. Только надо совершенствовать систему под потребителей, а не страховщиков. Не мы должны быть для них, а они для нас. И варианты разные, выгодные для нас, а они лоббируют под себя. А игра в одни ворота всё равно обречена. И по налогам на ТС тоже, всё равно в принципе справедливой получается по ГСМу, а не по Л.С. Разве нет? И наверное людям надо больше в этом принимать участие. Я про то, что просто придумать одну схему, наиболее подходящую для страховщиков и рубить деньги мало. Варианты должны быть. Смысл страховать машины, которые используются не часто? Или когда приходится ездить на других автомобилях часто? Выгода не должна быть односторонняя.
И, да, если что комментарии к статье открыты, после модерации будут опубликованы.