Различные расследования жизни и деятельности харизматических культов (секты отдельный разговор, здесь именно культы) интересны интервью бывших членов, что хорошо вскрывают основные этапы жизни этих структур:
Харизматические культы
▪️создание кружка творческих и талантливых единомышленников (первое поколение);
▪️работа, творчество, формирование основных идей и теорий;
▪️уход (творческие конфликты, разочарование, перерастание и др.) больше части первого поколения;
▪️рекрутинг новых членов (второе поколение) и выделение явного лидера, чаще всего представителя первого поколения, что не хватал с неба звезд;
▪️проявление у лидера черт темной триады (нарциссизм, макиавеллизм и психопатия);
▪️переписывание предыдущих наработок и теорий (тайное знание), присвоение всех достижений первого поколения лидером, преуменьшение влияния других: они только записывали и распаковывали, а все придумывал «сам»;
▪️формирование культа личности, легенд, эпоса, забвение других основателей;
▪️создание «инфраструктуры» и процессов для привлечения, обучения и сопровождения неофитов;
▪️изгнание и придание анафеме всех представителей второго поколения лидером;
▪️набор последователей, будущих помощников (третье поколение), отбор среди них лично преданных и беспринципных, остальные на выход;
▪️запуск конвейера по работе с неофитами: набор, пропуск через серию платных курсов, семинаров, постепенное повышение уровня посвящения и близости к лидеру и т.д.
▪️мягкое выдавливание «выпускников» в свободное плавание, самые беспринципные и преданные интегрируются в помощники;
▪️старение лидера, консервация и догматизм культа;
▪️снижение популярности по мере исчерпания неофитов (лохи хоть и не мамонты, но тоже заканчиваются);
▪️уход от дела лидера (смерть или утрата контроля), перехват управления близкими помощниками (преданные, но не самые умные);
▪️зачистка самых умных среди помощников (отрицательный отбор по всей красе);
▪️хирение и маргинализация культа, с периодическими всплесками и привлечением внимания;
▪️вырождение и забвение культа.
Продолжительность «обучения» в рамках харизматического культа пропорциональна глубине материала, и обратно пропорционально критическому мышлению неофита (чем скорее человек понимает картинку, тем быстрее уходит). Интересные системы крайне редки, как правило, все выхолощено для уровня интеллекта ниже среднего. Последнее обусловлено необходимостью легко привлекать не самых умных неофитов.
Представленный механизм довольно универсален, по нему пытаются работать многие, но чаще всего ничего путного не выходит: не хватает харизмы, уникальных наработок, неспособны организовать создание инфраструктуры, неумение работать в долгую и т.д.
И. да, лучше всего культы создаются на оккультной, эзотерической почве, например, Каббале.
В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников
Харизматические сообщества
Раз зашел разговор про секты, харизматические культы, политические кружки, чтобы не повторяться, рекомендую свою статью двухлетней давности, где проанализированы и структурированы ключевые вопросы и особенности. Обратимся к смежному направлению – харизматическим сообществам, что создаются вокруг личности лидера, не творчества, а именно личности (!!!). Современные блоггеры, тиктокеры, лидеры мнения, кумиры молодежи и др. (далее – кумиры) часто формируют неустойчивые, временные сообщества, фан-клубы, имеющие элементы и инструменты слабого культа. Важные критерий – использование сообщества для удовлетворения статусных, имиджевых материальных запросов лидера, с минимизацией его затрат времени и ресурсов (посмотрите демонстративные траты популярных дегенератов из социальных сетей). Последний критерий показателен, так как проповедь не подразумевает платы и прямых выгод, а реальная совместная работа – большой труд.
В отличие от классических харизматических культов, кумиры берут не качеством, а количеством. Зачем тратить силы на долгий процесс подготовки и приобщения неофитов, если можно охватить широкую аудиторию, создать маркетинговую воронку. Ни о каких серьезных и сложных вещах речи не идет – донаты и/или разовое участие в дорогих мероприятиях / творческих вечерах, вот реальные цели. Как правило, апологету хватает одного посещения такого сборища, для понимания – ничего тайного и важного не было сказано, полный повтор публичных речей, кривляний, танцев и номеров.
Если у вас нормально с психикой и критическим мышлением, второй раз на творческий вечер вы не пойдете или будете ставить цель - общение с харизматической личностью, кумиром, установление социальных связей. Третий и последующий разы ходят крайне редко, так как жалко времени и/или денег. Если вам так хочется общения – выбирайте самое дешевое мероприятие и делайте выводы, если там что нового. Вспомните, как каждая лекция по интересному предмету в институте открывала новое, требовала усилий и работы, а теперь сравните с платным творческим вечером.
Три поколения участников харизматической общности тоже претерпевают изменений (творцы, распаковщики, тело и духохранители), в сообществах все проще, работа на потоке, пропитано маркетингом, рекламой и барыжничеством. В продаже футболки, кружки, декоративные подушки с кумиром…
Важный момент – апологеты не могут присутствовать в сообществе долго, они перестают платить, ведь не создана инфраструктура, нет игры в долгую. В классических харизматических культах несколько уровне посвящения, в общностях их три: бесплатный восторженный слушатель / мелкий донатер, уважаемый участник / спонсор мероприятия и сверх ценный собутыльник / спонсор проектов, полезный человек. Цель любого харизматического сообщества – как можно больше ценных собутыльников. Если человек долго засиживается на первых двух этапах, его нужно подталкивать (маркетинг) или выгонять, чтобы не давал неофитам почвы для размышлений, не вводил в блуд. Представьте, вот приходите вы такие восторженные, перед вами такие чудные новые знания, а в сообществе вам с порога: «Да все это уже сто раз сказано, через полгода надоест, не спешите платить и так все получите бесплатно». Оттого и выдавливают из сообществ сомневающихся, задающих вопросы, чтобы не мешали коммерциализации.
И, да, посмотрите ролики современных кумиров молодежи – более тупых дегенератов нужно искать только в специализированных лечебницах…
![]() |
ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников
|
Подробнее на Авроре - Андрей Школьников
В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников