Онтология — это учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Настоящий мыслитель чужд пропаганде (1/2)

Онтология – суть миропонимание, представление индивида о бытии и мире, его субъективное восприятие, отражение духовно-общественной сферы. В процессе образования, воспитания, обретения жизненного опыта, полученные теоретические и практические знания откладываются в наших головах как набор отдельных, разрозненных элементов. Их соединения, снятие противоречий, формирование связанности является неотъемлемой частью освоения и осознания, о чем редко кто задумывается. По аналогии с мозгом, отдельные факты, наблюдения, умозаключения, выводы и т.д. подобны нейронам, жёсткие и нежёсткие связи между которыми соответствуют синапсам.

Количество нейронов у людей сопоставимо, составляет несколько десятков миллиардов и зависит от генетики, возраста, индивидуального развития и т.д. Ежегодные естественные потери составляют около 30 млн. нейронов. При этом количество синапсов (на один нейрон приходится более тысячи синапсов) зависит от интеллектуальной деятельности самого индивида, с акцентом на творчество и новизну. Увеличение / поддержание высокого количества синапсов позволяет компенсировать утрату нейронов, оттого одни уже к 60 годам страдают нарушением функций высшей нервной деятельности, а другие после 90 сохраняют светлую голову, любопытство и интерес к жизни.

Миропонимание большей части людей фрагментировано, разделено на малосвязанные, локальные поля и области. Для других наоборот, характерна высокая связанность, сигналы и стимулы быстро проходят между разными предметными областями, перетекая из одного в другое. Люди из первой группы подобны студентам, что выучили предмет, сдали его и благополучно забыли, не осознав и не связав с остальным знанием. Для примера, узкие специалисты неспособны выйти за пределы своей области, откровенный бред от «авторитетного эксперта» принимается на веру, критическое мышление не универсально, причинно-следственные связи между областями знания выстраиваются с большим трудом, привести практические примеры для теоретического знания не получается и т.д.

Значительное число гуманитариев и/или людей с энциклопедическими знаниями, что обладают хорошей памятью, могут вспомнить громадное количество отдельных фактов, событий и деталей, но их индексация и связанность отвратительны. Оттого и знание сильно фрагментировано. Ключевая проблема болонской системы и ЕГЭ – учебный процесс не требует, не учит и не даёт связывать получаемые знания воедино, не способствует формированию сложных связей. Практикуемое большое количество решённых однотипных задач способствует изоляции знания, мешает формированию сложных связей и аналогий. Чаще всего, получивший образование молодой человек способен выдать множество определений терминов, но не может привести небанальные примеры, выявить сложные сочетания, диагностировать проблемы. Стоит только выйти в широкий контекст, и вы тут же теряете собеседника.

В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников

 

Настоящий мыслитель чужд пропаганде (2/2)

Полной противоположностью является индивид, обладающий миропониманием с высокой внутренней связанностью. Последнее формируется как большое количество формальных и неформальных связей, ассоциаций, вариантов жёсткого и нежёсткого подобия, противопоставления и т.д между элементами. Любое знание в голове такого индивида не изолировано, а очень плотно встроено, интегрировано, структурировано и проиндексировано. Любой сильный стимул, воздействие тут же запускает проверку по множеству связей, что очень осложняет манипуляции.

Онтологией будем называть не любое миропонимание, а лишь широкое, обладающее высокой степенью внутренней связанности. Последнее характерно для мыслителей и учёных-универсалов, способных выходить очень далеко за пределы привычных для них вопросов, не теряя адекватности, критического мышления и глубины. В современном обществе таких единицы, зато очень много людей с малым количеством знаний, но высокой его связанностью, самомнением и риторскими навыками. Не надо путать.

Обмануть учёного-универсала на порядок сложнее, так как искажённые и неверные факты идут вразрез с его онтологией, возникает разрыв и противоречия миропонимания. Такой человек сразу анализирует, является ли это парадоксом, глупостью или злым умыслом. Для примера, когда глобалисты и их прихлебатели начали из каждого утюга вещать про глобальное потепление, четвёртый энергопереход и принудительную медицину, большая часть их предложений стали очень сильно противоречить законам общественной сферы, технологическому развитию, истории, большим трендам и т.д. Ни о каком парадоксе речь не шла.

Интересным качеством мыслителя является сложность, неприятие участия в откровенной пропаганде, так как «линия партии» всё время колеблется, и ей требуется соответствовать, ведь это работа и за неё платят деньги. Политическая целесообразность требует изменения позиции, согласно команде, таковы правила игры. Пропетлять между каплями дождя не выйдет, иное самообман. Чтобы остаться собой, нужно говорить, что думаешь, игнорируя рейтинги, популярность, последствия, не зарабатывать этим себе на жизнь. Отступление – становление рабом лампы, после чего выбор ограничен: стать циником (играть роль) или ломать себе онтологию под политическую конъюнктуру. Медные трубы и мания величия сильно меняют людей, счётчик проданных душ крутится постоянно.

И, да, моя онтология заточена на будущее, это один из самых сложных вариантов, на уровне научной мысли, направленной на поиски открытий…)))

В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников

 

Работа с источниками при наличии замкнутой онтологии

Периодически задаётся вопрос – сколько времени тратится мной на чтение и работу с источниками. В представлении задающих, это выглядит как ежедневное внимательное чтение сотен страниц с последующим анализом и осмыслением, но процесс иной. После формирования замкнутой и широкой онтологии (читайте заметки на канале с этим словом), семантического кольца, что охватывает всё индивидуальное знание, кардинально меняется принцип работы с информацией. Происходит переход от количественного набора объёма фактов, к качественному поиску парадоксов и противоречий, для последующего синтеза в картину мира.

Привычные и обыденные факты теперь лишь подтверждают имеющееся знание, не принося нового. Какой смысл в очередной раз рассматривать экономико-технологический экскурс последних четырёх веков, который совпадает с уже имеющимися представлениями, с точностью до субъективных и вторичных оценок. Очередная интерпретация истории технологических укладов не представляет интерес, чего нельзя сказать о прогнозной части, т.е. последних главах, где должно быть описание будущих трендов.

Книги из знакомых областей знания просматриваются по диагонали, в поисках сильных, интересных и нетривиальных мыслей, которые подчеркиваются и разбираются. Хороший результат, когда с нескольких сот страниц получается выловить и подчеркнуть пару абзацев. За одно и то же время можно прочесть десяток страниц из новой области, а можно просмотреть несколько сотен из знакомой.

Не так важно, является ли парадокс ошибкой в логике собственных работ или исключением в научных законах, точнее индивидуальных представлениях о них, он является основой для диалектического расширения онтологии. Противоречие позволяет усложнить, перестроить, расширить картину мира, включив новые явления и случаи. Сформированная онтология обладает высокой связанностью, обнаруженный в ней разрыв через семантические связи затрагивает смежные явления, позволяя сформировать новые структуры, которые могут быть актуальны для целей геостратегии.

Условно говоря, добавление очередной размерности в рамках теории струн скорее всего не найдёт своего отражения в понимании общественной сферы, а вот теория о нахождении всей нашей вселенной внутри чёрной дыры, что позволяет объяснять многие явления без концепций «тёмной материи» и «тёмной энергии», может привести к интересным ассоциациям и идеям.

После формирования онтологии, охватывающей большую часть общественной сферы, основным источником обнаружения и поиска парадоксов становятся исторические и общественно научные ошибки, заблуждения, точки выбора, неожиданные победы и проигрыши. После обнаружения парадокса, нужно внимательно изучить связанное с ним, но не перечитывать многотомные труды, заполненные деталями, предпосылками и скрупулёзными описаниями, а выделять факторы первого уровня.

Когда аутсайдер выигрывает у фаворита, это материал для анализа, возможного расширения теории, обнаружения и/или переоценки известных факторов и т.д. В описании и прогнозировании ближайших 30 лет, периоде войн и катастроф, наибольший интерес представляют исторические случаи неожиданных крахов и падений, начиная от больших империй, заканчивая компаниями и индивидуальными катастрофами.

Важно выделять основные причины и факторы, без погружения в море информационного мусора. К сожалению, узкие специалисты очень часто неспособны их выделить, правильно расставить приоритеты в описании. Тут и помогает чтение, просмотр по диагонали, вспоминая, что информационная безопасность – это не защита информации, а защита от информации.

И, да, при рассмотрении второй половины XXI в., когда наступит время войн за умы и смыслы, период становления империй, основное внимание нужно будет уделять парадоксам взрывного усиления и роста, экспансии...)))

В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников

 

Когда нет времени на безделье

Регулярно возникают вопросы – откуда берутся силы и время для написания текстов, статей, съемку роликов, ответы на вопросы и т.д. Ответ прост – убираем паразитную деятельность, что обычно идет на безделье, лучший отдых – смена деятельности. Потребность в творчестве, написании у меня теперь постоянна, если не придумал и не описал красивую, сложную, нетривиальную идею, то нет катарсиса и чувство удовлетворение. Без этого нет спокойствия, тихой радости, понимания правильности, присутствует ощущение бесцельно потраченного времени.

У людей, что занимались в юности и молодости спортом, организм привыкает к повышенной физической нагрузке. Стоит им пропустить неделю-две занятий, тут же начинается набор лишнего веса, который очень трудно согнать. Так и с интеллектуальной, творческой деятельностью, после того, как привык к творческой деятельности, останавливаться трудно. Мозг приучается работать в режиме повышенной нагрузки, искать ответы, решать задачи, а лучше проблемы. Смена деятельности дает намного больший отдыха, чем игра в лежбище морских котиков на диване.

Любимый многими просмотр фильмов и телесериалов вызывает скуку: слишком низкий информационный поток, нет необходимости обрабатывать и анализировать, только сопереживать. В итоге, начинаешь анализировать видеоряд, обращать внимание не нелогичность поведения героев, нарушение законов физики и т.д. Понятно, что режиссёры стремятся держать эмоции аудитории, нерв, но разве нет другого варианта, как представлять всех героев в фильмах в виде неадекватных истероидов и/или индивидов, накаченных психоактивными веществами? Если бы в реальной жизни люди вели себя как в фильмах, 90% времени мы тратили бы на выяснение отношений и уговаривание.

Вот и получается – есть творчество, есть отдых в виде других видов деятельности и чтения книг, есть работа и иные формы социального общения, а на безделье времени просто нет. В детстве не понимал, откуда у моей бабушки столько сил и энергии, весь день на ногах и что-то делает, позже понял – стоит только остановиться, выйти из привычного режима и тут же начинаешь деградировать и стареть в разы быстрее. 

И, да, организм подсказывает перенапряжение мозга - творческая работа становится в тягость, тогда надо упасть на пару дней с художественно книгой и отоспаться, пока вновь не начинает тянуть думать)))

В телеграм: ГЕОСТРАТЕГ - Андрей Школьников

 

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru